Новости

Данные для действий в отношении раннего развития детей

Linda M Richter, Claudia Cappa, Ghassan Issa, Chunling Lu, Nicole Petrowski, Sara N Naicker

Published online in the Lancet: November 19, 2020 DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)32482-

 

Развитие детей младшего возраста (РДМВ) в первые несколько лет жизни закладывает основу психического и физического здоровья, образования, производительности на рынке труда и благополучия на протяжении всей жизни[i]. РДМВ привлекает все большее внимание и включено в Цели в области устойчивого развития ООН. Расширенные профили стран в области РДМВ до 2030 г.[ii] будут представлены ЮНИСЕФ, а профили «Обратный отсчет до 2030 г.» - 23 ноября 2020 г., вскоре после Всемирного дня защиты детей 20 ноября 2020 г. Обновленные профили охватывают 42 показателя РДМВ 197 стран, в том числе 60 стран с высоким уровнем дохода, в которых проживает 99,8% детей младше 5 лет в мире (рисунок). Профили выявляют существенные угрозы РДМВ во всем мире: менее половины детей младше 6 месяцев находятся на исключительно грудном вскармливании в большинстве стран, по которым имеются данные; не менее 25% детей младше 5 лет имеют задержку роста примерно в трети стран; менее половины маленьких детей в трети стран получают преимущества ранней стимуляции и ответственного ухода со стороны взрослых у себя дома; и более трех четвертей детей в возрасте 1–4 лет почти в половине стран подвергаются жестокому наказанию со стороны воспитателей. Требуются срочные действия и инвестиции в РДМВ со стороны правительств, национальных и международных организаций.

Несмотря на то, что страновые обзоры являются прогрессом в создании глобальной системы мониторинга и подотчетности в области РДМВ[iii], сохраняются серьезные проблемы. Среди стран, располагающих данными по показателям РДМВ, в основном полученными из поддерживаемых ЮНИСЕФ кластерных исследований, а также поддерживаемых Агентством по международному развитию США (USAID) демографических и медико-санитарных обследований, других национально репрезентативных исследований,—менее половины располагают данными по таким важнейшим показателям, как детская бедность, получают ли маленькие дети минимально приемлемое питание или имеют доступ к раннему образованию. Правозащитная пропаганда помогла повысить доступность данных о продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности[iv] и родам и регистрации рождений[v] до более чем 90% в странах, включенных в страновые обзоры. К 2018 году только 40 стран располагали данными о тенденциях по важным показателям РДМВ: 17-по раннему образованию, 14 - по домашнему стимулированию и 13-по индексу РДМВ[vi].

 Различия в определениях, показателях и вопросниках, используемых для сбора данных, имеют место в международных исследовательских программах, таких как MICS и DHS, которые в основном проводятся в странах с низким и средним уровнем дохода, и в данных исследований, полученных в рамках системы управления инцидентами в больницах (HICs). Эти различия ставят под угрозу международную сопоставимость данных, которая имеет решающее значение для глобального мониторинга. Важной частью оценки РДМВ является качество ухода, для чего необходимы оперативные определения. Понятно, что жизнь всех людей зависит от любви, которая необходима для выживания и процветания. Однако, сложно определить и измерить это понятие в разных культурах и контекстах стандартизированным и сопоставимым образом. Аналогичная проблема касается данных о поддержке РДМВ со стороны государства и со стороны семьи – требуется согласованное понимание того, что представляют собой основные услуги и как их количественно оценить.

Однако, для решения этих проблем появились обнадеживающие инициативы. Многопрофильные эксперты, координируемые ВОЗ, ЮНИСЕФ и Всемирным банком, продвигают меры по обеспечению ответственного ухода[vii]. Другим примером является запуск пересмотренного Индекса развития детей в раннем возрасте до 2030 года вместе со страновыми профилями развития детей в раннем возрасте и его признание в качестве инструмента для получения сопоставимых данных о результатах развития детей для глобального мониторинга достижения стратегической цели 4.2.1. в области устойчивого развития.

Улучшение доступности данных по показателям РДМВ было обусловлено включением вопросов о здоровье, обучении, питании и семейном окружении детей в стандартные программы исследования домохозяйств. С момента своего создания в 1984 и 1995 годах в рамках исследований DHS и MICS собрали данные более чем по 120 странам с низким и средним уровнем дохода.

С 2005 года вопросы о качестве ухода на дому, практике воспитания, доступе к воспитанию и образованию детей младшего возраста, а также об уровне развития детей являются частью стандартных вопросников MICS, что делает MICS крупнейшим источником сопоставимых на международном уровне данных о маленьких детях. Данные в области РДМВ, собранные до начала пандемии COVID-19, предоставят странам полезные исходные данные для оценки потенциальных последствий нарушений здоровья и социальных проблем для маленьких детей и их семей. В условиях карантина и других профилактических мер многие семьи стали единственными поставщиками заботы, необходимой для развития маленьких детей - хорошего здоровья, адекватного питания, безопасности и защищенности, возможностей для обучения, а также отзывчивого и поддерживающего взаимодействия со взрослыми. Возможности семей по уходу за детьми в условиях экономических и других стрессов ограничиваются. Вероятное ухудшение воздействия продолжающегося сокращения доходов и психических расстройств родителей на траекторию здорового развития многих детей можно будет надежно оценить только с помощью имеющихся данных о РДМВ. Всего за десять лет измерение и мониторинг РДМВ стали основным направлением деятельности. Однако для получения универсальной картины того, как живут маленькие дети, а также об успехах и неудачах в улучшении их жизни и будущего, нам нужно, чтобы больше стран, включая страны с высоким уровнем дохода, приняли и установили приоритетность измерения сопоставимых на международном уровне показателей РДМВ. Для продвижения РДМВ требуется гораздо больше работы, тем более сейчас, когда маленькие дети во всех странах сталкиваются с угрозами их выживанию, здоровью и развитию, возникающими в результате пандемии COVID-19 или усугубляемой ею[viii].

Перевод публикации в журнале Lancet от 19.11.20

 

[i] Shonkoff JP, Richter L, van der Gaag J, Bhutta ZA. An integrated scientific framework for child survival and early childhood development. Pediatrics 2012; 129: e460−72.

[ii] Countdown to 2030. Early Childhood Development Profiles. 2020. https://www.countdown2030.org/early-childhood-development-profiles (accessed Nov 17, 2020).

[iii] Richter L, Black M, Britto P, et al. Early childhood development: an imperative for action and measurement at scale. BMJ Global Health 2019; 4: e001302.

[iv] World Policy Analysis Center. Parental Leave Database. 2020. https://www.worldpolicycenter.org/ (accessed Nov 17, 2020)

[v] UNICEF. State of the world’s children. New York: UN Children’s Fund, 2019

[vi] Lu C, Cuartas J, Fink G, et al. Inequalities in early childhood care and development in low/middle-income countries: 2010–2018. BMJ Global Health 2020; 5: e002314.

[vii] WHO, UNICEF, World Bank, Nurturing Care Framework Implementation Working Group. Nurturing care for early childhood development. 2020. https://nurturing-care.org/ (accessed Nov 17, 2020).

[viii] Yoshikawa H, Wuermli AJ, Britto PR, et al. Effects of the global coronavirus disease-2019 pandemic on early childhood development: short- and long-term risks and mitigating program and policy actions. J Pediatr 2020; 223: 188−93.

« предыдущая новость

следующая новость »